Погода в Москве - прогноз на завтра                                                

НОВОСТИ

Главная » 2013 » Февраль » 6 » ВОЕННАЯ ЭЛИТА НЕ ИМЕЕТ НИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЕСА, НИ АВТОРИТЕТА У РУКОВОДСТВА СТРАНЫ
18:05
ВОЕННАЯ ЭЛИТА НЕ ИМЕЕТ НИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЕСА, НИ АВТОРИТЕТА У РУКОВОДСТВА СТРАНЫ

Vpk-news.ru Есть ли у нас офицерский корпус?

Николай Спасский
Похоже, сегодня военная элита не имеет ни политического веса, ни авторитета у руководства страны
Благополучие военнослужащего всегда зависело от отношения к нему власти и общества. Так обстоят дела в любой армии мира. Но те, кто посвятил свою жизнь военной службе в России, особенно остро ощутили на себе разрушительную силу политических водоворотов последних лет. Сегодня российские солдаты и офицеры являются самой незащищенной и уязвимой частью общества.

 

На состоянии офицерского корпуса страны самым существенным образом сказались развал Советского Союза, дискредитация армии, череда перестроек, необдуманных реформ и разнузданная антиармейская пропаганда, начавшаяся с благословения последнего генерального секретаря ЦК КПСС. В те годы резко ухудшились материальное положение офицеров, их социальная защищенность. Но самые тяжелые травмы, в том числе и моральные, все-таки нанесла офицерскому корпусу война в Чечне.

Полковника просто сдали

Война в Чечне привела не только к массовым жертвам с двух сторон. Она нанесла резкий удар по моральному и психологическому состоянию офицеров. Армию просто бросили выживать в бессмысленной бойне против хорошо вооруженных и профессионально подготовленных боевиков в окружении враждебно настроенного населения.
В прессе неоднократно появлялись сообщения о том, что чеченские боевики почти всегда заранее знали о всех планируемых армией операциях. Солдат и офицеров просто предавали.

В частности, на суде печально знаменитый полковник Буданов заявил: «А я уже и не знаю, что делал в Чечне».

Что мы помним из этого суда? Жесткие выступления адвокатов и свидетелей с чеченской стороны, хорошо организованные группы их поддержки у здания суда и подавленного, растерянного Буданова, жалкие выступления его адвокатов и свидетелей. Ни один из непосредственных начальников полковника в суде так и не выступил.

Заявления Буданова о гибели его солдат от снайперов, о вопиющих фактах повседневной жизни среди так называемого мирного гражданского населения в суде серьезно не обсуждались. Начальник Генерального штаба Анатолий Квашнин, узнав о случившемся, назвал Буданова бандитом по отношению к мирному населению и подонком. А кто послал туда полковника Буданова? Человека, который уже прошел две войны, имел ранение? Человека, психическое и моральное состояние которого было травмировано?

Мнение военной элиты не востребовано

Развал армии, война в Чечне привели к резкому снижению престижа военной профессии и морального состояния офицерского корпуса. Завершающий удар по офицерам, надо полагать, нанесли реформы последних лет.

Возможно, армию нужно реформировать, но эта сложнейшая работа должна вестись не в тайне, не волюнтаристским способом, а на основе глубокого, всестороннего изучения целей и задач реформы, с широким освещением в СМИ происходящего. В этой работе должны участвовать военные академии, Клуб военачальников, Комитеты по обороне Госдумы и Совета Федерации. К сожалению, они не приняли активного участия в реформировании армии. Тем не менее собирались «круглые столы», проходили конференции, звучали многочисленные аргументированные выступления в печати. Эта критика реформ со стороны крупных военачальников, командующих округами, армиями, корпусами, флотами, начальников оперативных управлений всех видов Вооруженных Сил должна была насторожить руководство. Меры для тщательного анализа и оценки проводимых реформ могли быть приняты.

Конечно, сами военачальники могли бы проявить и более высокую активность. Тем не менее сам факт, что руководству страны не потребовалось услышать мнение крупных военачальников, говорит об отсутствии у военной элиты страны политического веса и авторитета у руководства.

В частности, непонимание первыми руководителями военного ведомства (особенно общевойсковыми генералами) роли и места военно-морского флота в обеспечении безопасности государства по существу привело к уничтожению системы управления флотами, ликвидации управления кораблестроения, нарушению порядка подготовки и образования военно-морских офицеров.

В целом отношение к флоту характеризует не так давно объявленное главкому ВМФ «служебное несоответствие» за пожар на базе как рядовому провинившемуся завскладом.

Создание флота, приведение его в состояние настоящей боевой готовности требуют длительного времени. Да, строительство кораблей нуждается в серьезных затратах, но все расходы остаются в России. Такое строительство способствует развитию высоких технологий и экономики в целом, кормит тысячи рабочих и их семьи. Покупая вертолетоносцы типа «Мистраль», мы кормим рабочих Франции.

Модные тенденции

Не приведены серьезные доводы необходимости перевода общевойсковых дивизий на бригадную основу. Даже после революции 1917 года организация армии в основном не менялась и создавалась с учетом нашей территории, отношений с соседними государствами и безопасности наших границ. Предлагаемая новая организация напоминает американскую систему вооруженных сил. Но США никогда и нигде серьезно не воевали, их территория никогда не оккупировалась, не было нашествий ни с запада, ни с востока, у них нет врагов на границах. Американская армия предназначена для участия в конфликтах на заморских территориях, чаще всего против плохо вооруженного противника. Равно как и их форма одежды предназначена в основном для боевых действий в странах с теплым климатом. Америка никогда не вела войн на ТВД с тяжелыми климатическими условиями.

Намерение военного ведомства вновь поменять форму одежды военнослужащих (второй раз за последние два года) непонятно. Совсем недавно военачальники с восторгом демонстрировали руководству страны похожую на французскую форму якобы от Юдашкина. Теперь с еще большим восторгом они же расхваливают форму от Боллоева. При этом неясно, кто будет владеть правами и патентом на дизайн и пошив и какова роль специальных институтов МО в разработке новой формы. Руководители Минобороны не хотят вспоминать бесконечные простуды, пневмонии, в том числе и со смертельным исходом, солдат в той форме.

Спешить с введением новой формы для армии нельзя. Испытать ее следует и в грязь, и в холод в течение двух-трех лет в обычной общевойсковой роте, а не в спецназе и только после этого принимать решение. И конечно же, новое обмундирование должно нести традиционные для русской армии элементы дизайна.

В начале мая 1942 года в Заполярье наши десантники были обуты в красивые американские ботинки, полученные из США по ленд-лизу. Эта обувь, как выяснилось уже в десанте, промокала, что привело в условиях Крайнего Севера к массовым обморожениям конечностей.

В России свой климат и зима, которая традиционно приходит неожиданно, но каждый год была и будет. Нашим военачальникам следует это помнить. Возможно, форма должна меняться, появляются новые материалы, технологии, но солдату необходимо гарантировать тепло, он не должен мерзнуть и заболевать.

За гранью здравого смысла

Успешная коррупционная деятельность в главном военном ведомстве страны стала возможной при совпадении ключевых составляющих: подбор соответствующих кадров, алчность, доступ к финансам и отсутствие должного контроля.

Невозможно, чтобы все ведущие должности в Министерстве обороны занимали женщины, не имеющие никакого понятия о военной службе и не имевшие к ней ранее никакого отношения. Из министерства были изгнаны все несогласные. Пришли и остались лишь те, кого происходящее устраивало. Распродажа собственности осуществлялась на глазах у офицеров и генералов, к которым все эти гламурные барышни относились по-барски, презрительно называя их «зелеными человечками». Все знали и молчали. Ни один генерал не подал в отставку, не довел до высшего руководства страны информацию о коррупции в стенах министерства, проявив при этом завидное рвение при строительстве пансиона воспитанниц Министерства обороны и бросив на произвол судьбы военные городки с ветеранами и их семьями, оставив их на грани жилищно-коммунальной катастрофы.

Что чувствуют офицеры в армии, наблюдая за образом жизни дам-начальниц? Видя горы долларов, бриллиантов и немыслимую роскошь? Ответ, наверное, очевиден.

Офицерами не рождаются

Последние годы нанесли большой вред моральному состоянию офицерского корпуса, поселив в душах людей апатию и безразличие. Настоящего – монолитного, сплоченного и боеспособного офицерского корпуса сегодня в России скорее всего нет. За последние 20 лет его только унижали, оскорбляли, подставляли и предавали. Сегодняшнее состояние командного состава армии и флота с определенным допуском сопоставимо только с 1941 годом. Когда начальника Генерального штаба Мерецкова волокут на Лубянку и избивают до полусмерти, а в армии с началом войны вводят двоевластие, при котором командир не может отдать приказ без подписи неграмотного в военном отношении комиссара, выводы напрашиваются сами собой: офицерского корпуса нет, а командиру не доверяют. Вопрос, чего больше принесло наличие в армии политорганов – вреда или пользы, до сих пор глубоко и тщательно не изучен.

Только в феврале 1943 года Сталин объявил, что в Советской армии есть офицерский корпус. Командиров стали называть офицерами, ввели погоны и новую форму – точную копию формы офицера русской императорской армии.

Офицерский корпус России создавался столетиями. В сражениях рождались традиции, определялись нормы поведения, осознавались законы чести и достоинства. Большинство офицеров погибли на полях сражений Русско-японской и Первой мировой, в Гражданскую войну. Остальных добили в 30-е годы прошлого столетия. Новый офицерский корпус 1943-го дался очень большой кровью.

Несомненно, модернизация армии будет продолжена. Но какими бы ни были эти реформы, главное внимание следует уделить возрождению офицерского корпуса России, повышению престижа военной профессии. Необходимо значительно улучшить материальное положение и социальную защищенность офицеров, их семей, военных ветеранов, качество медицинского обеспечения. Вводить льготы и привилегии, которые бы создавали определенные условия для привлечения в военные училища наиболее подготовленной и грамотной молодежи. В конечном итоге именно офицерам придется создавать и возрождать современные Вооруженные Силы России, осваивать новую технику и обучать солдата.

Николай Спасский,
главный редактор издательского дома «Оружие и технологии»
ИСТОЧНИК : http://vpk-news.ru/articles/14219

 

 

Просмотров: 1222 | Добавил: politolog | Теги: военная реформа, Армия, сердюков, министерство обороны, офицеры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

НОВОСТИ