Погода в Москве - прогноз на завтра                                                

НОВОСТИ

Главная » 2013 » Июнь » 22 » ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ ВИЗАНТИЯ-РОССИЯ
18:22
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ ВИЗАНТИЯ-РОССИЯ
ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА С АРХИМАНДРИТОМ ТИХОНОМ (ШЕВКУНОВЫМ)
Ирина Лебедева

тихон21 июня в Москве в галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке 19 имела место быть творческая встреча с Архимандритом Тихоном  (Шевкуновым).
Учитывая, что одновременно в Москве раскатывались красные дорожки для американской кинозвезды, отечественных кинофункционеров, СМИ широко обсуждали рваный пиджак Брэда Питта и торчащие из его рукавов нитки. Сам звездный мужчина хвалил все, что возможно: и обслуживание в гостинице, и питание, и экскурсионную программу, составленную для  его семьи, любезно фотографировался с поклонницами и выглядел вполне естественным.
Однако, творческая встреча с Архимандритом Тихоном (Шевкуновым) широкой огласки не получило, а напрасно.
Для тех читателей, которым не известен архимандрит Тихон, даю небольшую справку.
Архимандрит Тихон, в миру Георгий Александрович Шевкунов; 2 июля 1958 года рождения, уроженец Москвы — священнослужитель Русской Православной Церкви, архимандрит. Наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря. Ректор Сретенской духовной семинарии.
Он также член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. Вместе с писателем В. Г. Распутиным являются сопредседателями Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, а также автор социального антиалкогольного проекта «Общее дело».
Далее перечисляю. Член редколлегии журнала «Русский Дом». Автор фильма «Сказы матушки Фроси о монастыре Дивеевском» (1989). Автор фильма «Псково-Печерская обитель», получившего в ноябре 2007 года на XII Международном фестивале православного кино и телепрограмм «Радонеж» гран-при. Автор фильма «Гибель империи. Византийский урок», получившего в 2008 году премию «Золотой орел» и вызвавшего сильный общественный резонанс и широкую дискуссию. Автор книги «Несвятые святые и другие рассказы» (2011). Книга стала бестселлером, тираж которой превысил миллион экземпляров.
 
Творческий вечер открылся показом фильмов архимандрита Тихона. Зал, в котором происходило мероприятие, кажется, называется Византийским, он огромен, но не вместил всех желающих, многие стояли в проходах. Наиболее сообразительные из опоздавших втаскивали в зал банкетки из коридоров, но смотрители залов даже не ругались. Собственно, направляясь на творческий вечер, полагала, что разговор пойдет о религии. Но ошиблась. Разговор получился о культуре и обществе, и, конечно же, обсуждался фильм «Гибель империи. Византийский урок», вызвавший до сих пор самые противоречивые отклики. Фильм повествует о величии Византийской империи, причинах ее упадка и гибели, проведена параллель между Византией и Россией, аналогии с современной Россией в фильме «не только не заретушированы, они акцентируются» - поясняет автор.
Архимандрит Тихон рассказал историю возникновения идеи создания этого фильма: «Я впервые столкнулся с Византией как с объектом моего личного исследования полтора-два года назад, когда мы с отцом Андреем Кураевым в течение двух недель путешествовали по Константинополю, Каппадокии, Эфесу и другим городам Византийской империи. Я тогда почти ничего не знал о Византии, но эмоционально на меня произвело огромное впечатление то, что бросалось явно в глаза — трагические аналогии с Россией, которые напрашивались сами собой. Я тогда предложил о. Андрею назвать нашу поездку «Путешествием в будущее». Потом эти пессимистические мысли отошли на второй план — мне захотелось углубиться в историю Византии и исследовать феномен деградации и падения империи. Фильм имеет принципиально дилетантский характер. Профессионал-историк вряд ли так смело обратился бы с тем серьезным, глубоким материалом, который дает нам Византия. Целью картины была проекция истории падения Византийской империи на Россию. Гибель Империи стала возможной лишь тогда, когда византийцы отошли от своих принципов: веры в Бога и надежды на собственные силы. Россия — имперское государство по природе своей, хотим мы этого или не хотим, нравится нам это или не нравится! Кто-то от одного этого словосочетания впадает в истерику, кто-то принимает как данность. Существует альтернатива: или страна будет жить и развиваться по законам имперского государства, или она распадется и погибнет. Мы этого не хотим. Почему же так яростно лишают нас права заглянуть в историю и взять у нее урок?
В Византии тех, кого мы в 90-е годы прошлого века называли «олигархами», именовали «динатами» — «сильными». Динатом мог стать любой внезапно разбогатевший человек, обычно сомнительными средствами получивший свою власть и богатство от государства и общества. Объединяло этих людей одно: могущество, в основе которого лежали деньги, связи и служебное положение. Главным инструментом их могущества была коррупция. В 10 веке центральная власть упорно пыталась бороться с усилением динатов и расслоением общества, ведь обнищание свободных земледельцев грозило разрушить устои государства. Но после смерти Василия II ситуация изменилась. Каждый новый император, ища поддержки этих самых динатов, был вынужден давать им послабления и льготы. Боясь потерять власть, они ослабляли армию, что привело к череде катастрофических поражений.
Падение Константинополя произошло не из-за военного превосходства западных «солдат удачи». При наличии элементарной политической воли крестоносную ватагу под Константинополем ждал бы печальный, но заслуженный конец. Это признавали сами западные рыцари — почитайте мемуары Виллярдуэна или Робера де Клари.
Причина падения огромного города
герои руси заключалась в моральном разложении центральной власти, не без прямого влияния Запада…В 14 веке византийская элита вела самоубийственную политику, погрузившись в борьбу за власть. И масла в огонь гражданских войн подливали иностранцы — венецианцы и генуэзцы, хозяйничавшие в империи.»
Говоря современным языком попытка сотрудничества с Западом окончилась катастрофой для Византии.
Нельзя сказать, что имеются прямые аналогии с Россией. Византия в отличие от России была классическим примером политической нации. Говорить об этническом единстве ромеев не приходится, так как это была смесь очень многих народов. Критериями, объединяющими византийскую политическую нацию, были государство, греческий язык, православие и образ жизни. Сила Византии состояла в ее способности воспитывать попавшие в ее орбиту народы.
И правы те, кто утверждает, что фильм архимандрита Тихона успешен, вызвал живой интерес зрителей к византийской истории и истории собственной страны, побудил к анализу и обсуждению исторических параллелей, заставил серьезно задуматься о будущем России.
А противники фильма поняли (или почувствовали), что создатель его не просто вышел на историческую параллель Византия—Россия, а выявил закон типологии исторического развития общественных формаций, что в корне подрывает либеральные представления о пресловутых «общеевропейских ценностях».
Сделанные в фильме выводы: что варварский Запад ревностно относился к процветающей высококультурной Византии; что не последнюю роль в ее падении сыграли олигархи и экономические советники из Западной Европы; что наемная армия оказалась неспособной защитить даже столицу империи; что самый сокрушительный удар по Константинополю нанесли крестоносцы в 1204 году, а направлявшие их католические епископы призывали не жалеть «схизматиков», ибо их убийство — «более чем ничто», - никем не опровергнуты. Создатели фильма напоминают нам всем, что длительное время был другой центр мировой культуры, более древний, духовно более богатый, и значительно ближе Руси-России. С принятием христианства в 988 году Русь ощутила свое предназначение в мировой христианской истории — хранить Православие до скончания мира. Возможно, это и есть та самая «русская идея»?
А вот вам цитата Айзека Азимова, американского писателя и ученого, из книги "Константинополь. От легендарного Виза до династии Палеологов.":
«В отличие от неграмотной и невежественной Западной Европы в [Византийской] империи процветали наука и культура. Западная Европа, прикрываясь мощным соседом, могла спокойно развиваться и в результате сформировать собственную развитую цивилизацию. Именно Византии Западная Европа обязана распространением римского права и знаний греческого мира. Она поделилась с Западом своими достижениями в области искусства и архитектуры, научила хорошим манерам. Но вот, наконец, Западная Европа окрепла и стала способной защитить себя. К этому времени силы империи истощились, и она медленно умирала. Чем же отплатила ей за добро Западная Европа? Презрением и ненавистью. Империя погибла, но неблагодарное отношение к ее памяти сохраняется и по сей день — об истории Византии практически ничего не рассказывают в школах, а когда все же говорят, то делают это без малейшей симпатии и сочувствия».
            Следует отметить, что большая часть присутствующих - молодые люди студенческого возраста, на протяжении всей встречи очень внимательно слушали позицию архимандрита Тихона, а затем не торопились расходится, подходили поближе к архимандриту, задавали вопросы еще и еще. И это не удивительно. Посмотрев и послушав, возникает мысль, а не повторяется ли история? В начале - трагедия, в повторе - фарс?
 
Специальный корреспондент СМИ и Бизнес Ирина Лебедева, фото автора

 
 
 

Просмотров: 3204 | Добавил: politolog | Теги: Сретенский монастырь, православие, тихон (шевкунов), Россия, Византийская империя | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 1
1 Дилноза  
-1
Большое Спасибо, Ирина Владимировна! Много узнала интересного, нового и нужного для себя.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

НОВОСТИ