Погода в Москве - прогноз на завтра                                                

НОВОСТИ

Главная » 2014 » Февраль » 2 » КУПЕЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
19:23
КУПЕЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
Купеческий портрет XVIII- начала XX века
Ирина Лебедева
купеческий портрет
Государственный исторический музей.
Давно, 30 марта 1909 года Товарищество полной ответственности «Торговый домъ "Павелъ Сорокоумовскiй съ Сыновьями”» праздновало в Москве свое столетие. А ныне в Государственном историческом музее имеет место быть презентация портрета  Павла Павловича Сорокоумовского из семейного архива купцов Сорокоумовских в рамках выставки «Купеческий портрет XVIII- начала XX века» при участии Фонда славянской культуры и письменности и Московского купеческого общества.

В личных архивных фондах в государственных хранилищах СССР имелась (имеется) запись: "СОРОКОУМОВСКИЙ Павел Павлович (1851—1908), сахарозаводчик, любитель музыки, путешественник. РГБ, ф. 659, 59 ед. хр., 1867—1897." Сорокоумовские родом из Зарайска, что подтверждено записью в переписной книге г. Зарайска. А сама история купеческой династии началась с того, что потомственный зарайский купец П.И. Сорокоумовский обвенчался в начале XIX века с московской купеческой дочкой А.С.Дерягиной, оформился московским третьей гильдии купцом и открыл на Якиманке меховую торговлю. Упорство и труд - все перетрут. Москвичи предпочитали покупать меховые изделия именно в магазинах  Сорокоумовских. Почему? Да потому, что во всех других местах легко было нарваться на подделку, тогда этим грешили многие: выдавали кролика за горностая, козла за медведя, перекрашивали белых лисиц в чернобурых, а бобровый мех изготавливали вообще из плюша. Москвичи были уверены, что в магазинах Сорокоумовских им продадут настоящий мех. При том, что меха Сорокоумовских были не дешевы.   

Однако, Павла Павловича меховой бизнес не прельстил. Он занялся меценатством: являлся одним из организаторов Московского отделения Императорского Русского музыкального общества, полностью профинансировал несколько концертов великого Вагнера, дал довольно значительную сумму денег на перестройку Московской консерватории, а потом подарил ей бронзовый бюст Вагнера на мраморном постаменте с табличкой, на которой было выгравировано имя дарителя, финансировал экспедиции русского пупешественника Н.Н. Миклухо-Маклая, будучи председателем попечительского совета мещанских училищ пожертвовал на дело образования 40 000 рублей ( по тем временам очень большая сумма), был попечителем нескольких московских больниц (одну из сокольнических больниц местные жители и врачи до сих пор зовут Сорокоумовской).
 Павел Павлович изображен на портрете, как гласит семейная легенда, в костюме венецианского дожа, а создан портрет во время одного из путешествий по Европе с художником из его круга. На портрете сразу узнается красивое лицо Павла Павловича, известное по фотографическим портретам 1870-х годов. Однако, фантастическое платье, свиток в руках (рукопись? чертеж?), темная цветовая гамма отсылают к традиции итальянских портретов XVI века. Редкое явление в купеческой среде! Вероятно, идеей художника было запечатлеть П.П. Сорокоумовского в образе очарованного европейскими древностями любителя искусства, в тициановском духе, напоминающем портреты титанов Возрождения, передав не только внешнее, но и внутреннее благородство модели. Портрет хранится в частном собрании М.А. Сорокоумовской, экспонируется впервые, до этого он не покидал дома владелицы.
 Эти интересные сведения сообщили на презентации Н.А. Переведенцева, М.А. Сорокоумовская, В. Чумаков. Мария Александровна Сорокоумовская -- последняя представительница древнего купеческого рода по мужской линии. И ею, как когда-то и ее предками, сейчас восхищаются люди. Б.Шаляпин писал ее портреты, академик В.А. Райков посвятил ей в книге «Искусство и сознание» целую главу, поклонники пишут ей письма со стихами, а она, несмотря на мизерные доходы, старательно продолжает семейные традиции: дает благотворительные концерты, шефствует над алтуфьевским детприемником, единственная в мире играет на арфе «Воспоминание об Альгамбре» Франсиско Тарреги, используя гитарное тремоло. И мечтает о том, чтобы греческое посольство, находящееся в Леонтьевском переулке, в бывшей усадьбе Сорокоумовских, переселили в другое здание, а в доме по Леонтьевскому переулку устроили бы Музей меха.
корреспондент портала «СМИ и Бизнес» Ирина Лебедева, фото автора
Просмотров: 1844 | Добавил: politolog | Теги: купцы, исторический музей, живопись | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

НОВОСТИ