Погода в Москве - прогноз на завтра                                                

НОВОСТИ

Главная » 2012 » Ноябрь » 8 » МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ ПРО ОБРАЗОВАНИЕ
13:49
МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ ПРО ОБРАЗОВАНИЕ

Publicpost.ru "Если учителя являются религиозными, в этом нет ничего плохого"

Министр образования России Дмитрий Ливанов рассказал PublicPost о том, что критерии оценки эффективности вузов неудачны, что на возрождение гуманитарного образования в России уйдут десятилетия и что религиозные учителя — это о'кей, если у них есть педагогическое образование. А также о том, что школе обязательно нужен морально-нравственный каркас.
 
— Опубликованный недавно список вузов с "признаками неэффективности" поразил не только тем, кто туда попал, но и самими критериями оценки: почему, например, учитывается число научных публикаций, а не их качество, не индекс цитируемости, что было бы логичнее?
 
 Наличие в числе преподавателей вуза ученых с международным авторитетом — это важный показатель качества его работы. Безусловно, для оценки уровня ученого есть разные критерии: это и объем публикаций, и цитирование и так далее.
 
— Да, но речь идет о международном авторитете оцениваемых вузов, а при этом одним из критериев учитывается количество иностранных студентов, а не иностранных преподавателей.
 
 Правильно, мы сейчас создаем большую программу по улучшению конкурентоспособности российских вузов, и мы, безусловно, ставим задачу по привлечению иностранных преподавателей. Но на сегодняшний момент мы вынуждены констатировать, что процент иностранных преподавателей в наших вузах ничтожно мал. А поскольку наша цель не рейтингование вузов, а определение тех, в которых сейчас сложная ситуация, в которых требуются улучшения, то, конечно же, понятно, что в таких вузах иностранных преподавателей нет. Нам нужен был простой и понятный инструментарий.
 
— А что касается критерия о "доходах вузов из всех источников"? Мы же прекрасно понимаем, что многие вузы сдают в аренду площади — таким образом, учитываются доходы не от научных достижений, и статистика выходит совершенно не показательной. Этот критерий в дальнейшем останется?
 
 Я считаю, что определение критериев — дело экспертного сообщества. Мы по итогам этого мониторинга соберем разные мнения о его удачности и неудачности и в следующем году будем проводить очередной мониторинг. Может быть, мы примем другой набор критериев. Действительно, может быть, общий объем доходов — не самый удачный критерий, тем не менее в определении мировых рейтингов вузов он используется. Например, заработная палата преподавателя напрямую связана с их уровнем.
 
 Все критерии, конечно, субъективны, но я хочу обратить внимание на одну простую вещь. Взяли бы мы эти пять критериев или другие пятнадцать или стали бы учитывать количество выпускников на бирже труда, мы пришли бы к таким же выводам.
 
— То есть с какой стороны ни подойди, те, кто должен отсеяться, отсеются любым способом?
 
 Да, именно так.
 
— А как учитывался международный опыт составления рейтингов?
 
 Их всего три: газета Times, QS и шанхайский рейтинг, и в целом те 50 показателей, по которым проводили мониторинг, мы сформировали с опорой на результаты этого анализа. Поэтому мы не просто знаем, мы используем эти подходы.
 
— Что будет с гуманитарным образованием? Как доктор физико-математических наук вы должны хорошо представлять себе, как обстоят дела в техническом образовании. Недостатки, безусловно, есть, но наши специалисты на международном рынке котируются. Получить же такое гуманитарное образование (филологическое, философское, историческое), после которого можно будет участвовать в международном гуманитарном дискурсе, в России сейчас просто невозможно. Планирует ли Министерство образования решать эту проблему?
 
 Необходимо создавать очаги нового качества, поддерживать научные группы и тех людей, которые уже сегодня работают в этой области на международном уровне.
 
— Например?
 
 Ну мне трудно привести примеры по социологии и философии. Но я знаю, что, например, почти 80% от числа российских публикаций по экономике делается сотрудниками Российской экономической школы (РЭШ) — это небольшой негосударственный вуз. Есть Европейский университет в Петербурге, где очень сильная школа социологии. Да, я знаю, что многие классические университеты создают сильные группы. И наша задача — обеспечить им адресную поддержку от государства, чтобы они росли, расширялись, привлекали новых людей, таким образом создавая стандарт работы.
 
— То есть поощрение инициатив на местах возможно, а цельной государственной программы, направленной на укрепление гуманитарного образования в России ждать пока не стоит?
 
 Мы находимся в таком состоянии, что всех преподавателей, допустим, социологии мы выгнать не можем, чтобы привезти откуда-то других. У нас нет таких возможностей, и так никто не делает. Нам нужно диагностировать наши проблемы и выработать план действий на ближайшее десятилетие. За год мы эту проблему не решим.
 
 Если уничтожение нормальной гуманитарной школы происходило 50 или 80 лет, то, наверное, ее восстановление тоже займет какое-то длительное время.
 
— Вас уже спрашивали про МИФИ и создание там кафедры теологии, и вы ответили, что раз заведующий кафедрой имеет степень PhD в Кембридже, то вы не против такой кафедры и такого заведующего. А как вы можете прокомментировать ситуацию, например, в Чечне? Там завучами по воспитательной работе становятся религиозные деятели, алимы. Министерство образования такую практику одобряет?
 
 Мы относимся к этому очень просто. В Конституции РФ прописано, что государственные и муниципальные учреждения являются светскими. И этим все сказано. Преподавать в школе должны люди с педагогическим образованием, которые знают психологию, педагогику и, естественно, тот предмет, который преподают. Из этого мы исходим, это не наши требования, это требования Конституции. Они обязательны для всех регионов и для всех школ.
 
— А как быть с религиозной "проработкой"?
 
 У нас обсуждается сейчас очень бурно этот вопрос, и я считаю, что это очень хорошо. И связано это с одним фактом: был у нас в Советском Союзе морально-нравственный каркас, я сейчас его этически не оцениваю, просто говорю, что он был. А потом он исчез. Сейчас, мне кажется, у людей ощущение некоей пустоты. Что, действительно, должно составлять морально-нравственную основу детей? Дети же потом вырастут и будут жить в одной стране, и, наверное, у них должна быть какая-то общность. На эту тему сейчас идет дискуссия. И ее результатом явилось введение в школах курса религиозных культур.
Далее читать источник http://publicpost.ru/theme/id/2512/_livanov/  
Просмотров: 1364 | Добавил: politolog | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

НОВОСТИ