НОС-2014
Ирина Лебедева
В Культурном Центре им. Вс. Мейерхольда в Москве 30 января 2015 г. состоялась церемония выбора и награждения победителей литературной премии «НОС-2014», учредителем и организатором которой является Фонд Михаила Прохорова. Жюри литературной премии «НОС» в этом году: поэт, эссеист, журналист Мария Степанова, театральный режиссер Константин Богомолов, литературовед, критик Ирина Саморукова, драматург, сценарист Елена Гремина, а возглавляет его поэт и переводчик Дмитрий Кузьмин. Главный приз – 700 тысяч рублей и оригинальная статуэтка-символ премии. Претенденты - 9 номинантов, вошедших в шорт-лист премии «НОС-2014»:
1. Александр Мильштейн. Параллельная акция.
2. Максим Гуреев. Покоритель орнамента.
3. Владимир Сорокин. Теллурия.
4. Маргарита Меклина. Вместе со всеми.
5. Линор Горалик. Это называется так.
6. Алексей Цветков - младший. Король утопленников.
7. Татьяна Фрейденссон. Дети Третьего рейха.
8. Светлана Алексиевич. Время сэконд хэнд.
9. Владимир Рафеенко. Демон Декарта
Номинант под номером 2, Максим Гуреев любезно рассказал читателям "СМИ и бизнес" о себе и своем творчестве:"Родился в Москве в 1966 году в Первом Неглинном переулке рядом с Сандуновскими банями. В 1968 году переехали на Песчаную площадь, где и прошло мое славное пионерское детство. В 1983 году поступил и, соответственно, в 1988 году закончил филологический факультет МГУ, хотя, откровенно говоря, филологом (в классическом понимании этого слова) себя никогда не считал.
В 1989-92 годах был вольнослушателем семинара прозы Андрея Битова в Литинституте, где на каждом занятии настойчиво читал свои новые тексты (в отличие от студентов), что, видимо, произвело на автора «Пушкинского Дома» сильное впечатление, и в 92 году Битов отправил меня в Мюнхен в качестве молодого русского писателя. Тогда многие уезжали, как бы сказал Саша Соколов, «за окоём» и не возвращались. Я вернулся, потому как вельми затомился от полного отсутствия русского языка.
Именно языка, соотечественников там хватало…
После окончания Университета преподавал в школе, репетиторствовал, а в 1996 году все поменялось – стал профессионально заниматься документальным кино, коим и занимаюсь по сей день. Более 60-ти картин! Это неплохой показатель!
В 1997 году журнал «Октябрь» напечатал мою повесть «Калугадва», и с этого момента публикации в толстых журналах приняли регулярный характер – «Новый мир», «Дружба народов», «Знамя», «Искусство кино». Параллельно писал статьи для газет «Сегодня», «Экран и сцена», «Культура».
В 2011 году вышел сборник повестей «Быстрое движение глаз во время сна».
А теперь о фотографии.
Свою первую карточку снял под руководством отца в 1974 году на фотоаппарат «Киев 4А», подаренный дедом. С тех пор фотографическая «болезнь» приняла хронический характер.
Откровенно говоря, все то, чем я занимаюсь – кино, писательство, фотография есть нечто единое, взаимообразное.
Размышляя об этой взаимообразности с легендарным автором «Школы для дураков» Сашей Соколовым, мы пришли к выводу – самое главное не сюжет, не характеры, не коллизия, хотя и это, безусловно, имеет право на существование, самое главное – это интонация, состояние, музыка, которая звучит внутри тебя, и которую ты пытаешься дать послушать другим.
Имеющий уши – да слышит.
Имеющий глаза – да видит."
Список публикаций Максима Гуреева: «Октябрь», № 10 за 1997 г. Калугадва. Повесть, «Дружба Народов», № 5 за 1998 г. Тайнозритель, «Дружба Народов», № 10 за 1999 г. Московский часослов. Повесть, «Октябрь», № 7 за 2000 г. Внутри. Рассказы, «Октябрь», № 5 за 2001 г. Брат Каина — Авель. Повесть, «Новый Мир», № 3 за 2003 г. Быстрое движение глаз во время сна. Повесть, Вступительное слово Андрея Битова, «Знамя», № 5 за 2010 г. Вожега. Повесть, «Вопросы литературы», № 2 за 2011 г. Снимается документальное кино. Саша Соколов, «Знамя», № 10 за 2013 г. Покоритель орнамента. Роман.
В памяти героя романа Максима Гуреева «Покоритель орнамента» смешались времена и события: день сегодняшний и день вчерашний.
Фрагмент: "Он стоит перед могильной оградой, сооруженной из старых панцирных кроватей, и рассказывает о похороненных тут жене и грудном ребенке, убитых при обстреле города системой залпового огня «град». Голос его дрожит, но он рассказывает, выдавливает из себя страшные слова." Напоминаю, что опубликован роман в 2013 г.
Но, вернемся к конкурсу.
Читательские симпатии на стороне Владимира Сорокина: интернет-голосование, которое проводилось в рамках литературной премии «Новая словесность», лучшей книгой года читатели назвали «Теллурию». За этот роман проголосовало 902 интернет-пользователя. Как победитель читательского голосования, Владимир Сорокин на церемонии награждения лауреатов премии «НОС» получил приз в размере 200 000 рублей. "Теллурия"— это взгляд на будущее Европы, которое, несмотря на разительные перемены в мире и устройстве человека, кажется очень понятным и реальным. Узнаваемое и неузнаваемое мирно соседствуют на ярком гобелене Нового средневековья, населенном псоглавцами и кентаврами, маленькими людьми и великанами, крестоносцами и православными коммунистами. У бесконечно разных больших и малых народов, заново перетасованных и разделенных на княжества, ханства, республики и королевства, есть, как и в Средние века прошлого тысячелетия, одно общее — поиск абсолюта, царства Божьего на земле.
А победителем конкурса - голосование жюри - стал Алексей Цветков - младший. Алексей Цветков – писатель, публицист. Сотрудничал с множеством изданий, был редактором отдела русской прозы в издательстве «Ультра.Культура». Стоял у истоков книжного магазина «Фаланстер», в данный момент – сотрудник книжного магазина «Циолковский». Автор книг «Сидиромов и другая проза», «Дневник городского партизана», «Поп-марксизм» и многих других. В новой книге – прозаические тексты Алексея Цветкова, расставленные по размeру.
Финал премии «НОС-2014» прошел в теплой и уютной обстановке. Радует то, что, не смотря на разные жизненные обстоятельства, премия жива и здорова, и еще неоднократно будет радовать нас, нас - это писателей и читателей, литературных талантов и их поклонников!
Ирина Лебедева "СМИ и Бизнес"
|