Погода в Москве - прогноз на завтра                                                

НОВОСТИ

Главная » 2013 » Январь » 28 » ЯПОНСКАЯ ПОЛИТИКА НА РОССИЙСКОМ НАПРАВЛЕНИИ
08:16
ЯПОНСКАЯ ПОЛИТИКА НА РОССИЙСКОМ НАПРАВЛЕНИИ

Ru.journal-neo.com Япония-Россия: изображая движение

Доктор политических наук Василий Молодяков
Внешнеполитические приоритеты новой либерально-демократической администрации Японии во главе с Синдзо Абэ очевидны и предсказуемы – США и Китай. Премьер отправится в Вашингтон в середине февраля, министр иностранных дел Фумио Кисида уже побывал там. Официальные визиты в Китай пока не планируются, хотя Нацуо Ямагути, глава партии Комэйто – партнера либерал-демократов по правящей коалиции, только что посетил Пекин и был принят председателем КНР и генсеком КПК Си Цзиньпином, который вполне доброжелательно высказался о необходимости улучшения двусторонних отношений и о важности «диалога на высшем уровне». На этом фоне следует присмотреться к тому, как кабинет Абэ позиционирует свою политику на российском направлении.
 
За месяц пребывания у власти премьер пока сказал только то, что должен был сказать и что от него ожидалось по соображениям внешнеполитического этикета. Он пообещал «приложить усилия для поиска окончательного и взаимоприемлемого решения территориальной проблемы», отметил, что в отношениях между Токио и Москвой остаются «нереализованные возможности» (не уточнив, какие именно), перенес согласованный при его предшественнике визит в Москву, назначенный на январь, – ориентировочно на апрель или май, но подтвердил, что до того в российскую столицу, как и было объявлено ранее, отправится бывший премьер Ёсиро Мори в качестве спецпредставителя японского правительства.
Мори, ветеран правящей Либерально-демократической партии, которого в Токио считают другом российского президента, вызвал некоторое волнение в прессе и экспертном сообществе, заявив в телеинтервью, что «спорные» острова можно было бы разделить, оставив России Итуруп и передав Японии Шикотан, Кунашир и гряду Хабомаи. Заявление МИД России о том, что Москву такой вариант не устраивает, никого не удивило. Гораздо большее удивление вызвало последовавшее за этим заявление генерального секретаря японского правительства Ёсихидэ Суга.
Генсек кабинета, являющийся «голосом» администрации, сказал, что позиция правительства не изменилась и что Токио по-прежнему претендует на четыре острова, но готов «гибко подойти» к вопросу о «сроках их реального возвращения», если Москва признает суверенитет Японии над указанными территориями. Отвечая на вопросы журналистов о том, как понимать заявление Мори – как-никак официального представителя Токио! – Суга разъяснил, что в Москве Мори изложит точку зрения правительства, но при этом ни разу не назвал предложение о трех островах «личной точкой зрения» экс-премьера, т.е. не дезавуировал его. С принятой в японских правящих кругах согласованностью точно такие же слова через несколько дней произнес госминистр по делам Окинавы и «северных территорий» Итита Ямамото. Однако недоумения не рассеялись. Что же все-таки предложит Мори своим собеседникам в Москве?
О путях и перспективах «разрешения территориальной проблемы» между Японией и Россией сказано и написано уже столько, что она давно напоминает пресловутую сказку про белого бычка. Способов «окончательного решения» пока известно только два: отказ Москвы от территорий и отказ Токио от претензий на территории – но с точки зрения реальности их можно всерьез не обсуждать. Так зачем многоопытный Мори едет в Россию? Точнее, зачем его туда посылает японское правительство, у которого и так достаточно проблем, что внутри страны, что за ее пределами?
Более всего это похоже на имитацию некоей деятельности, на изображение движения к манящей и труднодостижимой цели. Движения, в реальность которого предлагается поверить всерьез. С точки зрения Токио, точнее, именно кабинета Абэ, смысл в этом есть даже при отсутствии шансов на успех в обозримом будущем.
На фоне прошлогоднего обострения отношений с Пекином и Сеулом именно из-за «территориальных проблем» вялотекущий, но корректный диалог с Москвой по аналогичному вопросу выглядел почти идиллически. То, что предыдущая демократическая администрация ничего не смогла добиться (оставим без ответа риторический вопрос, а чего бы она могла реально добиться), тоже на руку либерал-демократам – как еще один пример неудачной деятельности их предшественников, последствия которой предстоит исправлять.
Японские наблюдатели обращают внимание еще на одно обстоятельство, которому склонны придавать большое значение, а именно на вклад в двусторонние отношения отца нынешнего премьера Синтаро Абэ, который в годы «перестройки» пытался наладить диалог ЛДП и КПСС, а затем был главным инициатором и движущей силой подготовки визита Михаила Горбачева в Токио весной 1991 г. Встреча с Горбачевым стала последним появлением на публике тяжелобольного Абэ-отца, который, как упорно говорят в Токио, завещал своему сыну и политическому наследнику Синдзо довести до конца его дело и урегулировать отношения с Москвой. Здешние аналитики уверены, что воля отца имеет для Абэ-сына большое значение. Возможно, это и так, но лично я пока не вижу, как это может реально приблизить решение пресловутой проблемы или хотя бы реально повлиять на позицию Токио, которая определяется не одним только премьером, и любые подвижки в которой пока не устраивают Москву.
Перед всем миром Абэ будет стараться изобразить «конструктивный диалог» с Россией как доказательство своих внешнеполитических талантов или хотя бы способностей. Перед Россией он может изобразить отягощенность сыновним долгом, чтобы попытаться выторговать если не уступки, то продолжение имитации «конструктивного диалога». Перед соотечественниками Абэ – имеющий, напомню, репутацию «ястреба» – может изобразить даже готовность к «уступкам» (требовать возвращения островов не сразу, а поэтапно) ради достижения глобальной цели. К информационно-пиаровскому обеспечению диалога и видимости его конструктивности он сможет подключить местные СМИ и «кремленологов». Как знать, кто-то может поддержать его и в России.
Изображая движение, можно продержаться год или даже несколько лет, попутно бросая тень на Россию, которая никак не хочет убедиться в «справедливости» японских требований и не готова к «конструктивному диалогу» о «решении» проблемы, т.е. о передаче четырех островов. Дескать, я хотел, я старался изо всех сил, но они ни в какую, поэтому я не виноват. Вопрос только в том, сколько времени Синдзо Абэ рассчитывает пробыть во главе японского правительства.
 
Доктор политических наук Василий Молодяков из Токио – специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».
Источник http://www.ru.journal-neo.com/node/120340

 

Просмотров: 1214 | Добавил: politolog | Теги: китай, США, внешняя политика, Россия, Япония | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

НОВОСТИ