Погода в Москве - прогноз на завтра                                                

НОВОСТИ

Главная » 2013 » Январь » 12 » ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ КРЫМСКИХ ТАТАР. ИСЛАМИЗАЦИЯ КРЫМА
18:19
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ КРЫМСКИХ ТАТАР. ИСЛАМИЗАЦИЯ КРЫМА
Evrazia.org Радикализация ислама в Крыму
Игорь Добаев
Мусульманская идентичность была превращена Меджлисом в инструмент этнической мобилизации и политической консолидации крымских татар вокруг национальных целей
Развернувшееся с конца 80-х годов ХХ века возвращение крымских татар в Крым привело к резкому изменению этноконфессионального баланса на полуострове. По официальным данным, на 1 апреля 2004 года численность репатриированных из Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, России и других стран СНГ крымских татар в Автономной Республике Крым (АРК) достигла 243,4 тыс. человек.
 За последующие 3-4 года отношение их численности ко всему населению автономии увеличилось до 12-13 %. К 2010 году ожидался приезд в Крым еще, как минимум, 250 тыс. человек - практически всех крымских татар, проживающих на тот момент на постсоветском пространстве, однако, официальных данных, подтверждающих этот прогноз, пока нет.
Возрождение ислама в Крыму сопровождалось тесным взаимодействием Меджлиса с турецкими неправительственными организациями, которые стали оказывать серьезное влияние в сфере образования крымско-татарской молодежи.
 
 
Благодаря численному (во всяком случае, официально) превосходству славян на полуострове пока еще поддерживается относительно спокойная общественно-политическая ситуация. Однако негативные тенденции, связанные с неуклонным изменением демографической ситуации в пользу мусульманского меньшинства, нарастают. По мере увеличения численности крымско-татарского населения их движение, поддерживаемое из-за рубежа, все более политизируется и радикализуется.
 
Крымские татары, как и большинство тюркоязычного населения бывшего Советского Союза, являются мусульманами-суннитами, приверженцами самого распространенного в исламском мире ханифитского мазхаба (толка). Несмотря на отрыв от канонических норм ислама за годы советской власти, для большинства крымских татар мусульманская идентичность даже в условиях депортации оставалась неотъемлемой частью этнокультуры и национального самосознания. Поэтому уже на раннем этапе репатриации она стала играть существенную роль в качестве фактора этносоциальной консолидации. Возвратившись на историческую родину, крымские татары консолидировались в рамках мусульманских общин, восстановили старые и построили новые мечети, открыли духовные учебные заведения, развили связи с зарубежными мусульманскими организациями.
 
Исторически в Крыму существовал муфтият, каноническое влияние которого, помимо собственно Крыма, распространялось на мусульман Литвы и Польши. Однако все мусульманские учреждения в Крыму были ликвидированы советской властью еще до депортации, и к началу массовой репатриации крымских татар здесь не было действующих мечетей и мусульманских общин (джамаатов).
 
Первые общины были зарегистрированы в 1989 году в селе Раздольное и в Симферополе. Следующим шагом стало создание Кадиатского правления при Духовном управлении мусульман европейской части СССР и Сибири в Уфе. В этом статусе мусульмане Крыма действовали до августа 1991 года, когда на собрании 44 общин было принято решение о восстановлении существовавшего до 1927 года Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК). В 1993 году ДУМК получил официальный юридический статус. Двухлетняя затяжка с оформлением официального статуса ДУМК способствовала утверждению монопольной роли главного административно-политического института крымских татар - Меджлиса. Именно под контролем Меджлиса были установлены первые прямые связи с исламскими центрами Турции, других стран Ближнего Востока.
 
Возглавляет Меджлис Мустафа Джемилев, известный идеолог и практик исламского сепаратизма и даже, как утверждает «Военно-промышленный курьер», терроризма. По данным этого же источника, Джемилев в свое время приобрел «боевой опыт» в Чечне. Функционеры Меджлиса нацелены на то, чтобы вытеснить из Крыма не только русских, но украинцев и других «неверных», создать здесь независимое исламское государство. Один из них - Надир Бекиров - открыто заявлял, что «Меджлис крымско-татарского народа должен стать представительным органом коренного населения Крыма в ООН, а Автономная Республика Крым - это не признаваемая меджлисом-курултаем административно-территориальная единица». Как писала «Крымская правда», тот же Бекиров откровенничал, что «правительство Украины признало в ООН право за крымскими татарами построить в Крыму свое государство в знак благодарности за борьбу с русскими сепаратистами».
 
В новой этнополитической ситуации в Крыму мусульманская идентичность была превращена Меджлисом в инструмент этнической мобилизации и политической консолидации крымских татар вокруг национальных целей. Уже к началу 90-х годов Меджлис установил прямой контроль над ДУМК и сосредоточил в своих руках инициативу по организации религиозных общин, возвращению старых и строительству новых мечетей, назначению в них имамов, установлению и развитию связей с зарубежными исламскими центрами, подготовке кадров исламского духовенства, распределению поступающей из-за рубежа гуманитарной помощи и т. д.
 
Стремление Меджлиса использовать ислам как средство мобилизации репатриантов для достижения заданных этнополитических целей вело к тому, что на должности муфтия и имамов мечетей выдвигались люди, хотя преданные руководству Меджлиса, но иногда даже не имевшие духовного образования, что явно не способствовало распространению исламского образа жизни среди крымско-татарского населения. Неспособность ДУМК сколько-нибудь быстро и эффективно заполнить религиозно-психологический вакуум, образовавшийся в результате исторического отрыва крымских татар от канонических норм традиционного (ханифитского) толка в суннитском исламе, привела к заполнению его иными, более «жесткими» толками и псевдоисламскими экстремистскими течениями.
 
Возрождение ислама в Крыму изначально сопровождалось тесным взаимодействием Меджлиса и ДУМК с турецкими неправительственными организациями, действующими как в самой Турции, так и за ее пределами, которые стали оказывать серьезное влияние, в том числе и в сфере образования крымско-татарской молодежи, которое начинается со школьной скамьи. Так, под контролем турецких мусульманских суфийских братств накшбандийя и нурджулар находятся практически все крымские школы-медресе. Наиболее способные и талантливые ученики этих мусульманских школ со временем направляются для дальнейшего обучения в Турцию. Идет одновременный процесс создания сети школ-медресе и светских учебных заведений, деятельность которых финансируется и контролируется из Турции. Преподавательский состав в них состоит преимущественно из турецких граждан, воспитывающих учащихся в духе пантюркизма, представляющего сегодня собой некий синтез исламизма (радикального ислама) и турецкого национализма, иными словами, одну из форм бытования исламского радикализма в тюркоязычной среде.
 
Неуклонно увеличивается число студентов вузов из числа крымских татар. В Крыму имеется даже «собственный» крымско-татарский ВУЗ, где практически нет студентов-славян. Это - Крымский государственный индустриально-педагогический институт, где готовят национальную крымско-татарскую техническую интеллигенцию. Здесь регулярно проходят конференции, презентации, встречи, носящие националистический характер. В этом и других вузах со значительным числом студентов из числа крымских татар неоднократно отмечались случаи распространения литературы националистического и пантюркистского содержания. Студенты-татары являются активными участниками всех крупных манифестаций и митингов протестов, организуемых Меджлисом.
 
Таким путем постепенно, но целенаправленно, формируется слой националистически мыслящей крымско-татарской интеллигенции, который в будущем, по мнению лидеров Меджлиса, должен занять места во всех сферах общественной жизни Крыма.
 
Национализм и исламский экстремизм, несомненно, идеологически обосновывают и подпитывают крымско-татарский сепаратизм. В результате, сегодня в Крыму существует хорошо организованная структура, параллельная государственным органам власти. Она представляет собой жесткую властную вертикаль, начиная от центрального меджлиса к меджлисам местным и региональным, официально считающимися органами местного самоуправления. Зафиксирована также разветвленная и активно действующая сеть крымско-татарских обществ, организованных по профессиональному признаку (художники, юристы и т. д.). По оценке экспертов, она является прообразом новых органов исполнительной и законодательной власти. Эти органы, хотя и находятся в стадии становления, стремятся контролировать все сферы социально-политической жизни крымских татар, максимально изолировать мусульманское население и сохранить над ним полный контроль под предлогом предотвращения ассимиляции этого народа. Все эти структуры находят не только моральную, но финансовую поддержку со стороны ряда зарубежных фондов и неправительственных организаций.
Можно констатировать, что позиции «турецкого ислама» в Крыму неуклонно ослабевают. Это становится причиной роста численности радикальных исламских сект и структур, ориентирующихся на иные центры «исламского мира».
 
 
Однако со временем появилась устойчивая тенденция к развитию связей не только с турецкими единоверцами, но и с религиозными организациями арабских стран, продиктованная прежде всего финансовыми соображениями. Например, к осени 1998 года ДУМК располагал 80 мечетями или молельными домами, из них 12 мечетей было построено Турцией, столько же - ОАЭ, а с Саудовской Аравией к тому периоду было достигнуто соглашение о строительстве в Крыму еще 10 мечетей. При этом следует подчеркнуть, что все официальные контакты ДУМК с зарубежными исламскими организациями координируются Меджлисом.
 
Некоторая озабоченность Меджлиса и ДУМК угрозой проникновения в крымско-татарскую среду «жесткого ислама» стала проявляться позже - на фоне активизации вооруженной борьбы исламских экстремистов на Кавказе и в Центральной Азии. На II Курултае мусульман Крыма (4 декабря 1999 года, Симферополь) об этом уже открыто говорили председатель Меджлиса Джемилев, муфтий мусульман Крыма и многие другие. Отмечалось, что усиление «арабской линии» в развитии крымского ислама проявляется в соответствующей переориентации значительной части верующих, т. е. в стремлении утвердить в среде крымских мусульман иной, нетрадиционный для Крыма мазха (толк).
 
Сегодня процесс радикализации ислама в Крыму во многом определяется экзогенными факторами: влиянием «турецкого ислама»; деятельностью «ваххабитских групп», ориентирующихся на исламские центры в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока; активизацией радикальных исламистов на Северном Кавказе и Центральной Азии.
 
По некоторым данным, на территории автономии действуют не менее 30 «ваххабитских групп», которые не испытывают недостатка в оружии и боеприпасах. Сформированные радикальными исламистами так называемые «отряды самообороны» проходят обучение под руководством чеченских, турецких и иорданских инструкторов - тех самых, «школу» которых успешно осваивали в свое время исламские экстремисты и террористы на Балканах, в частности, в Косово.
 
Чеченский исследователь Джабраил Гакаев утверждает, что «воины ислама» в Крыму так же, как ранее в Чечне и Косово, получают щедрую финансовую подпитку от одних и тех же радикальных исламских группировок из Турции, Саудовской Аравии, Омана, Иордании, Пакистана и других стран. Как следствие, по некоторым данным, лидеры сепаратистов уже сейчас при необходимости могут поставить под ружье 15-20 тыс. хорошо подготовленных бойцов.
 
На полуострове открыто действует запрещенная во многих государствах международная исламистская группировка «Хизб ут-Тахрир» («Партия исламского освобождения»), конечной целью которой является создание «всемирного мусульманского халифата».
 
«Хизб ут-Тахрир ал-ислами» - религиозно-политическая партия, основная штаб-квартира (амират) которой по одной версии находится в Западной Европе, по другой - в Палестине. Отдельные ее амираты расположены в Ливане, Иордании, Египте и в других арабских странах, а также в Турции, некоторых европейских странах. В последние годы амираты появились в странах Центральной Азии и, по некоторым данным, в Крыму. «Хизб ут-Тахрир» была образована в 1952 году в Иерусалиме судьей шариатского апелляционного суда Таки ад-дин Набхани ал-Фаластини (1909-1979) из членов палестинского отделения другой известной религиозно-политической партии «ал-Ихван ал-муслимин» («Братья-мусульмане»).
 
Для членов партии нет особых преград в достижении своих целей по построению Халифата. Они готовы работать и в городе, и на селе. Даже наличие в мире последователей других религий, конфессий их явно не смущает. Далеким от мусульманской религиозности людям ислам будет преподноситься как идеология, а само общество будет исключительно исламским. Согласно учению «Хизб ут-Тахрир», посредством джихада мир будет приведен в ислам, а с неверными (немусульманами), которые откажутся перейти в мусульманство или платить в знак покорности особый налог - «джизью», будет вестись вооруженная борьба. Особенно это будет касаться западных «кафиров» и тех, кто сейчас поднимает меч войны против мусульман.
 
В Крыму «Хизб ут-Тахрир» зримо становится все более популярной группировкой, претендующей на ведущую роль в формировании исламского мировоззрения крымско-татарской уммы. В своей деятельности, как однажды заявил один из ее лидеров Абдусалям Селяметов, она опирается на ресурсы некоторых неправительственных саудовских фондов и организаций. «Хизб ут-Тахрир» имеет хорошо подготовленные пропагандистские кадры, под контролем этой «партии» находится ряд крымских мечетей в центральном и юго-западном Крыму. При попустительстве местных администраций адепты «партии» создают в районах «параллельные структуры власти», школы и курсы по организации «джихада» за государственную независимость от Киева, распространяют листовки и книги на тему самоотверженной борьбы мировой «исламской диаспоры» за свободу и самоопределение.
 
По информации Меджлиса, «Хизб» планирует поставить под свой контроль все мечети полуострова, в связи с чем Меджлис принимает соответствующие, как правило, административные и силовые, меры. Например, в сентябре 2004 года ДУМК принял обращение к мусульманам Крыма с призывом не поддаваться влиянию представителей исламских радикалов, чтобы избежать раскола среди крымских татар. Как отмечалось в данном обращении, «раскольническая деятельность, направленная против единства мусульман, начала принимать организованный характер… Радикалы, пользуясь именем Аллаха и Корана, применяют методы разобщения нации», в частности, используя религиозные чувства молодежи, принимаются попытки противопоставить мусульман друг другу.
 
Можно констатировать, что позиции «турецкого ислама» в Крыму неуклонно ослабевают. Это становится причиной роста численности радикальных исламских сект и структур, ориентирующихся на иные центры «исламского мира». Иными словами, фиксируется процесс постепенной арабизации крымско-татарского ислама, который получает ускорение, в том числе, вследствие возвращения на родину молодых татар, получивших религиозное образование за рубежом, зачастую в монархиях Персидского Залива и в деобандийских медресе на территории Пакистана, когда-то вдохнувших жизнь в радикальное движение афгано-пакистанских мусульман - «Талибан».
 
В результате уже сейчас в Крыму открыто функционирует около 200 мусульманских организаций радикальной направленности. Такой вектор развития крымско-татарского мусульманского движения неизбежно, как и в других уголках пресловутого «исламского мира», приведет к переходу количества в новое, скорее всего экстремистское, качество.
 
Игорь Добаев
Источник http://www.evrazia.org/article.php?id=2190
Просмотров: 2184 | Добавил: politolog | Теги: Ислам (мусульманство) в Крыму, татары, крым | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

НОВОСТИ