XIX век был
веком расцвета великой русской литературы. Либеральные буржуазные идеи, попав
на российскую почву в первый раз, уродливо трансформировались и поэтому
многие русские писатели XIX века отрицательно относились к русскому
либерализму. Писателям претила как игра в либерализм помещиков, так и
ненависть части русских либералов "западников" ко всему русскому. Приведём
некоторые выдержки из произведений великих русских писателей и поэтов. А.С. Пушкин, 1831 г.: "Ты
просвещением свой разум осветил, Ты правды
чистый лик увидел, И нежно
чуждые народы возлюбил, И мудро
свой возненавидел. Ты руки
потирал от наших неудач, С лукавым
смехом слушал вести, Когда
полки бежали вскачь, И гибло
знамя нашей чести". Ф.М. Достоевский в 1868 году говорил о либералах устами одного из героев романа
"Идиот" следующее: "Русский
либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение
на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не
на русские порядки, а на самую Россию. Либерал дошел до того, что отрицает
самую Россию, то есть ненавидит и бьет свою мать. Каждый несчастный и неудачный
русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные
обычаи, русскую историю, всё". Ф.М. Достоевский, в "Дневнике писателя", 1877 г.: [Русские
либералы ненавидят Россию], "так сказать, натурально, физически: за
климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую
историю, одним словом, за всё, за всё ненавидят". Ф.М. Достоевский, в романе "Бесы", 1871 г.: "Наш
либерал - это, прежде всего, лакей, который только и смотрит кому бы сапоги
вычистить". Ф.И. Тютчев, 1867 год.: "Можно
было бы дать анализ современного явления, приобретающего всё более
патологический характер. Это русофобия некоторых русских людей... Раньше они
говорили нам, и они действительно так считали, что в России им ненавистно
бесправие, отсутствие свободы печати и т.д. и т.п., что именно бесспорным
наличием в ней всего этого им и нравится Европа... А теперь что мы видим? По
мере того, как Россия, добиваясь большей свободы, всё более самоутверждается,
нелюбовь к ней этих господ только усиливается. Они никогда так сильно не
ненавидели прежние установления, как ненавидят современные направления
общественной мысли в России. Что же
касается Европы, то, как мы видим, никакие нарушения в области правосудия,
нравственности и даже цивилизации нисколько не уменьшили их расположения к
ней... Словом, в явлении, о котором я говорю, о принципах как таковых не
может быть и речи, действуют только инстинкты...". Ф.И.Тютчев, 1867 г.: "Напрасный
труд - нет, их не вразумишь, Чем
либеральней, тем они пошлее, Цивилизация
- для них фетиш, Но
недоступна им её идея. Как перед
ней ни гнитесь, господа, Вам не
снискать признанья от Европы: В её
глазах вы будете всегда Не слуги
просвещенья, а холопы". М.Е. Салтыков-Щедрин, "Либерал", 1885 г.: "В
некоторой стране жил-был либерал и притом такой откровенный, что никто слова
не молвит, а он уж во всё горло гаркает: "Ах, господа, господа! что вы
делаете! ведь вы сами себя губите!" - Три фактора, - говорил он, -
должны лежать в основании всякой общественности: свобода, обеспеченность и
самодеятельность. Ежели
общество лишено свободы, то это значит, что оно живет без идеалов, без
горения мысли, не имея ни основы для творчества, ни веры в предстоящие ему
судьбы. Ежели
общество сознает себя необеспеченным, то это налагает на него печать
подавленности и делает равнодушным к собственной участи. Ежели
общество лишено самодеятельности, то оно становится неспособным к устройству
своих дел и даже мало-помалу утрачивает представление об отечестве. Вот как
мыслил либерал, и, надо правду сказать, мыслил правильно. Он видел, что
кругом него люди, словно отравленные мухи бродят, и говорил себе: "Это
оттого, что они не сознают себя строителями своих судеб. Одним
словом, либерал был твердо убежден, что лишь упомянутые три фактора могут
дать обществу прочные устои и привести за собою все остальные блага,
необходимые для развития общественности. Либерал не
только благородно мыслил, но и рвался благое дело делать. И начал либерал
"в пределах" орудовать: там урвёт, тут урежет.... А сведущие люди
глядят на него и не нарадуются. Однако, по мере того, как либеральная затея
по возможности осуществлялась, сведущие люди догадывались, что даже и в этом
виде идеалы либерала не розами пахнут. - Невмоготу нам твои идеалы! -
говорили либералу сведущие люди, - не готовы мы, не выдержим! Таким образом,
шли дни за днями, а за ними шло вперед и дело преуспеяния "применительно
к подлости". Идеалов и в помине уж не было - одна мразь осталась". М.Е. Салтыков-Щедрин, 1869, "Пропала совесть": "Пропала
совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах, и никто не
догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном
оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие начали даже чувствовать себя
бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять
ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и
клеветать. Совесть
пропала вдруг... почти мгновенно! Исчезли досадные призраки, а вместе с ними
улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой
обличительница-совесть. Оставалось только смотреть на божий мир и радоваться:
мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое
затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться". О РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ НАЧАЛА XIX века В.В. Розанов, 1914 год, [о некоторых русских интеллигентах]: "Дело
было вовсе не в "славянофильстве" и "западничестве".
Это... термины, покрывающие далеко не столь невинное явление. Шло дело о
нашем отечестве, которое целым рядом знаменитых писателей указывалось
понимать как злейшего врага некоторого просвещения и культуры... [По их
мнению] Россия не содержит в себе никакого здорового и ценного звена. Это
ужасный фантом, ужасный кошмар, который давит душу всех просвещенных людей.
От этого кошмара мы бежим за границу, эмигрируем, и если соглашаемся оставить
себя в России, то ради того, единственно, что находимся в полной уверенности,
что скоро этого фантома не будет, и его рассеем мы, и для этого рассеяния
остаемся на этом проклятом месте. Народ наш есть только "средство",
"материал", "вещество" для принятия в себя единой и
универсальной и окончательной истины, каковая обобщенно именуется
"Европейской цивилизацией". Никакой "русской
цивилизации", никакой "русской культуры" [нет]...". А.П. Чехов, 1899 г.: "Я не
верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную,
лживую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо её притеснители
выходят из её же недр". Видно, что
многие мысли русских писателей относительно русских либералов актуальны и
сейчас и вполне применимы к нынешним российским новоявленным либералам. У
современных российских либералов многие черты те же, что и у части их
предшественников, - холуйство перед западом, глупость и ненависть к России.
Но к старым чертам ещё добавились новые черты - алчность, лживость,
воровство, лицемерие и предательство. Взяли от русских либералов всё самое
худшее и к нему добавили новой мерзости. Перефразируя
великого Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, можно сказать, что у новых
российских либералов - идеалов либеральных западных и в помине нет - одна
мразь в них присутствует в изобилии. Источник http://3rm.info/31245-russkie-pisateli-klassiki-o-rossiyskih-liberalah.html