Погода в Москве - прогноз на завтра                                                

НОВОСТИ

Главная » 2014 » Декабрь » 12 » В ПОСОЛЬСТВЕ ЧЕХИИ СОСТОЯЛСЯ ВЕЧЕР ПОСВЯЩЕННЫЙ КРУПНОМУ УЧЕНОМУ КОМЕНСКОМУ
19:22
В ПОСОЛЬСТВЕ ЧЕХИИ СОСТОЯЛСЯ ВЕЧЕР ПОСВЯЩЕННЫЙ КРУПНОМУ УЧЕНОМУ КОМЕНСКОМУ

Чешский педагог-гуманист и философ

Ирина Лебедева

     В Москве в Посольстве Чехии состоялся тематический вечер посвященный крупному ученому Яну Амосу Коменскому.

      Для тех, кому указанное имя незнакомо приведу две выдержки из филосовских словаря и энциклопедии. Две, потому что издания разного времени, соответственно, сведения о Яне Коменском изложены слегка по-разному. Смотрите сами. Философский словарь под ред. И.Т. Фролова, 1991 г.: "Коменский Ян Амос (1592— 1670) — чешский педагог-гуманист и философ, противник схоластической системы обучения. Коменский — руководитель одной из групп «Моравских братьев», религиозной протестантской секты, сложившейся в ходе антифеодального движения и национальной борьбы против немецких феодалов и католической церкви. В вопросах мировоззрения приближался к пантеизму.

   В его сенсуалистической теории познания и в дидактике имеются значительные материалистические тенденции. Познание, по Коменскому,— активный процесс, тесно связанный с разумным обучением. Все люди, утверждал он, способны к познанию и образованию, поэтому простой народ должен получить доступ к знаниям. Впервые в истории педагогики Коменский построил систему дидактики как особую науку.

Его дидактические принципы (наглядность, постепенность, подражание, упражнение) требовали осмысленного познания законов природы и рационально построенного закрепления знаний. Передовые взгляды Коменского оказали большое влияние на развитие педагогики. Его главные произведения: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Великая дидактика» (1657)". Новая философская энциклопедия, научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, 2010 г.: "Коменский (Komensky, латиниз. Comenius) Ян Амос (28 марта 1592, Нивница — 15 ноября 1670, Наарден, Голландия) — чешский педагог, гуманист и философ. Учился в Герборнском (1611—12), Гейдельбергском (1613) университетах; был избран священником (Фульнек, Богемия, 1618), первым епископом (1650) протестантской общины «чешских братьев», вместе с которыми подвергался гонениям; жил в изгнании в городах Польши, Венгрии, Швеции, Голландии. Начиная с 1614 был учителем, ректором в школах, занимался практической педагогикой; всю жизнь боролся за восстановление Чехии и свободу вероисповедания. Получил известность в Европе трудами по педагогике, основанными на философских идеях X. Л. Вивеса и Ф. Бэкона. Стремясь к объединению всех наук о человеке и природе и построению целостной картины мира, Коменский выдвинул проект энциклопедической системы знания — пансофии («Предвестник всеобщей мудрости» — Pansophiae Prodromus, англ. пер. 1639, рус. пер. 1939). Проект был поддержан в Англии и Франции, английский парламент даже принял постановление об организации ученой коллегии для разработки «Пансофии», но этому помешала гражданская война. Острая сатира на европейское общество времен Тридцатилетней войны содержится в морально-философском трактате Коменского «Лабиринт мира и рай сердца» (1623, рус. пер. 1896)".

Вечер предназначался прежде всего для педагогов средних школ и также для любителей чешской культуры. Гостям, пришедшим вспомнить гуманистическое наследие Коменского и его педагогические принципы и полностью заполнившим кинозал Посольства, была представлена  возможность прослушать компонированную лекцию и посмотреть фильм Отакара Вавры „Странствования Яна Амоса“.

            Мультимедийная лекция, она же лекция-исследование, Сергея Петровича Пимчева „Земля и небо Яна Коменского, или Comenius: новое содержание жизни“, освещающая вклад Коменского в развитие мировой педагогики и гуманистической мысли. Профессор Пимчев является координатором проекта „Comenius-425“, который объединяет учителей, которые стремятся к практическому использованию принципов и методов разработанных Коменским в ежедневной практике образования.

Справка. Проект „Comenius-425“ посвящен 425-летию со дня рождения великого славянского просветителя Яна Амоса Коменского. Проект является международным, так как его поддерживают и принимают в нем участие педагоги  Чехии, Беларуси, Польши, Германии и других государств. Данный проект является продолжением проекта, посвящённого 420-летию Я.А. Коменского, Comenius-420 в 2012 г. под названием «Повесть о “человеке с маленькой буквы”, или Жизненный путь и жизненные стратегии человека как предмет педагогического исследования». По итогам проекта опубликован сборник статей и материалов, авторами которых выступили российские, белорусские и чешские педагоги. В сборнике можно познакомиться с проектом детально.  Проект изначально был поддержан значительным числом руководителей образования, главным образом, из числа руководителей школ и заведующих кафедрами университетов, которые являются непосредственными организаторами образовательного процесса и ежедневно сталкиваются с необходимостью актуализации содержания образования. В первую очередь, педагоги этих образовательных учреждений внесли свою творческую лепту в реализацию проекта. По мере развития проекта к нему присоединялись новые партнёры, укреплялась уверенность в том, что наследие Коменского не «устарело», а, наоборот, актуально, поскольку эпохи XVII в., когда творил Коменский, и начала XXI в., спустя 400 лет, типологически схожи.

            Коменский жил в одно время со многими известными личностями всемирной человеческой истории и культуры. Среди его современников называют Шекспира и Сервантеса, Лопе де Вега, Бруно, Коперника, Декарта, Гоббса, Спинозу, Рембрандта. В это время формировалось лицо современной науки, ее методология и методы. В своем педагогическом методе Я. А. Коменский изгонял из своей школы косность, тупую зубрежку и равнодушие учителей и учеников. Вместо этого педагог предпочитал объяснять изучаемые вещи и процессы наглядно и на практике, признавая бескрайний полет творческой мысли. Педагог всегда развивал в учениках самостоятельность в мышлении, в речи, практике и в применении их как единственной основы для приобретения прочных знаний о добродетели и блаженстве. В развитии педагогики как науки Ян Амос Коменский видное место уделял роли учителя в процессе воспитания и обучения. Во времена Коменского авторитет учителя был ничтожно мал. Педагог считал, что процесс воспитания и обучения не сдвинется с места до тех пор, пока население не начнет с должным образом (т. е. с уважением) относиться к учителю, а с другой стороны, сам учитель должен понимать, какую важную функцию он выполняет в обществе. Одно из самых значительных мест в нравственном воспитании детей Коменский отводил семье, роли матери и отца. Школа, воспитатели, проповедники, считал он, могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло, но основное умонастроение личности рождается все-таки в семье. Стараясь поддерживать в своих учениках живость, свойственную детскому возрасту, Коменский вместе с тем и требовал от них дисциплины. Педагог считал, что дисциплину следует поддерживать хорошими примерами, ласковыми словами и всегда искренним и откровенным благорасположением.

            По окончании просмотра фильма ведущий научный сотрудник, профессор Московского института открытого образования С.П. Пимчев для читателей "СМИ и бизнес" рассказал: "В 2017 г. состоится 425-летний юбилей Я.А. Коменского. В связи с этим группа учителей школы № 1435 г. Москвы (теперь это школа № 1747) решила начать подготовку к юбилею, разработав педагогический проект, посвящённый Коменскому, но связанный с современными проблемами развития человека, роли образования в его жизни, социально-профессионального положения учителя в России и Москве. Тема проекта: "Сценарий о счастье для «человека с маленькой буквы», или Жизненная ситуация, случай, событие – «кванты» жизненного пути, биографии, судьбы человека". Творческая задача педагога, участвующего в проекте, - при планировании образовательного процесса учесть "вопросы жизни" современного человека, т.е. те вопросы, с которыми подросток сталкивается в современной жизни или обязательно столкнётся в своём ближайшем или отдалённом будущем, сделать содержание предмета обучения нацеленным на подготовку человека именно к решению "вопросов жизни". В этом заключается актуальность творческих идей и подходов Я.А. Коменского: нам необходимо у него научиться и пониманию жизни, и "переводу" такого понимания на язык образовательного процесса. Краткое название проекта - COMENIUS-425. Ян Амос жил в тревожном для Европы (и для России тоже) XVII в. Очень высока была степень неопределённости в общественном развитии: какой вектор в развитии возьмёт верх? Зарождавшийся капитализм готовился дать бой феодальной эпохе, элементы каждого строя сплелись в бескомпромиссной схватке, исход которой никто из участников не знал. Именно в такую эпоху родилась педагогика Коменского - педагогика победы человека над обстоятельствами жизни.

Футурологи начала XXI в. теряются в представлениях о том, каким станет век. И положение обычного человека, в сущности, похоже в этом отношении на XVII в. Но что-то не видно на интеллектуальном и духовном горизонте личностей, чей масштаб сопоставим с масштабом личности и идей Коменского. Скорее, дело обстоит наоборот: ощущается острый дефицит в лидерах. Но лидеры всегда приходили, когда "народ собрался в дорогу" (А. Толстой о Петре I). Значит, дело в нас? Надо собраться?"

            Завершить тему хочу несколькими цитатами из Я.А. Коменского.

"Учитель должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес у учащихся к знаниям."

"Учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде — образцом простоты, в деятельности — примером бодрости и трудолюбия, в поведении — скромности и благонравия, в речах — искусства разговора и молчания, словом, — быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни."

"Тщетно стремиться к улучшению методов, если не удается изгнать из школы косность."

Ирина Лебедева "СМИ и Бизнес"

 

 

 

 

Просмотров: 1263 | Добавил: politolog | Теги: Коменский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

НОВОСТИ