Погода в Москве - прогноз на завтра                                                

НОВОСТИ

Главная » 2013 » Октябрь » 4 » ШКОЛА-ПРАКТИКУМ В НОВОСИБИРСКЕ
21:52
ШКОЛА-ПРАКТИКУМ В НОВОСИБИРСКЕ

Школа практических открытий

Алина Морозова
Первый шаг сделан
На сегодняшний день одной из главных задач развития экономики является индустриально-инновационное развитие страны и очевидно, что повышение конкурентоспособности российской промышленности возможно только через развитие инновационной деятельности.  Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры.  Для развития такой непростой тематики в сфере инноваций нужно, в первую очередь, ее освещать, продвигать и предлагать пути решения проблем.  Первым таким шагом стала Школа-практикум по развитию человеческого капитала руководителей и сотрудников технопарков и бизнес-инкубаторов в Новосибирске.
 
Чтобы объединить лучший российский и зарубежный опыт  построения эффективной инновационной инфраструктуры, а также улучшить взаимодействие действующих менторов и начинающих предпринимателей, Минкомсвязи РФ совместно с корпорацией Intel  на площадке Новосибирского Академпарка организовали специальную школу, где руководители и действующие предприниматели в течение трех дней на практических занятиях учились искусству управления технопарками.  Уникальность школы-практикума состояла в попытке совместить обучение проектных команд и представителей технопарков. На примере бизнес-проектов участников и выпускников Летних и Зимних школ Академпарка менторы совершенствовали свои навыки работы со стартапами, таким образом, весь процесс проходил в режиме практики, а не теории.  Генеральный директор центра практического изобретательства Александр Кудрявцев, человек из эпицентра инновационного предпринимательства,  также состоял в составе преподавателей школы и охарактеризовал ее как продуктивное полезное мероприятие, которое нужно проводить не меньше раза в год: «Эта школа является действительно первой, где упор идет не на развитие проектов, а на развитие инфраструктуры технопарков. Проекты здесь скорее являются  проверкой техник менторов. Три прошедших года корпорация Intel проводила школы в различных городах России, где акцент был как раз на проектные команды, но потом решили пригласить «инфраструктурщиков» и сделать семинар в едином процессе. «Инфрастуктурщики» присоединяются к проектным командам и учатся вытягивать из них знания, которые у этих команд есть, но они никак не могут их рассказать. Таким образом, руководители технопарков опытным путем изучают технику направления проекта в правильное русло. И тогда происходят открытия».
Любое крупное мероприятие начинается с торжественной церемонии открытия. Школа же началась не с тривиальных слов и затянутых речей, а с полноценной дискуссии в рамках пленарного заседания. В нем приняли участие представители резидентов и партнеров Академпарка, участники инновационных школ, представители институтов поддержки и развития предпринимательства, а также Марк Шмулевич,  заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ. Кстати, идея создания такой Школы, которая выдвигает на первый план развитие инфраструктуры технопарков,  возникла у корпорации не так давно, в июне этого года на экономическом форуме в Петербурге во время встречи с Минкомсвязи РФ.
В процессе бурной дискуссии на открытии Школы, директор Некоммерческого партнерства «Ассоциация технопарков в сфере  высоких технологий» Андрей Шпиленко и  руководитель петербуржского бизнес-инкубатора «Ингрия» Игорь Рождественский,  затронули, казалось бы, простейший вопрос « что же такое технопарк?» и тем самым выявили еще одну проблему - неоднозначное определение технопарка в России. «Очень часто путают понятия индустриальный парк, техноград и  технопарк. Такая неразбериха породила нечеткое понятие технопарка и ставить точку в определении технопарка нельзя потому, что даже на федеральном уровне никто не знает  что же такое технопарк»,- отметил господин Шпиленко. В моем понимании, технопарк - это место, где создаются благоприятные условия для поддержки и развития малых инновационных предприятий».
«Вовлеки меня - и я научусь»
Как и было заявлено, Школа-практикум в Новосибирске изначально нацелена на работу с руководителями технопарков и бизнес - инкубаторов с помощью проектных команд. И в этом процессе действительно есть смысл, ведь для каждого участника школы есть своя выгода и польза. Для проектов – это, в первую очередь, оценка их идеи и уже предпринятых усилий для ее реализации, для руководителей технопарков – практика по правильной работе с командами для дальнейшего успешного развития проекта.
Например, в рамках одного из интерактивных занятий Школы, проектные команды выступали с 3-х минутной презентацией своей идеи, затем представители технопарков и инкубаторов формате суждения высказывали свои мысли по двум категориям, что в проекте понравилось и какие-то замечания для дальнейшего развития проекта, но не критика, а просто мнения.  Суть такого упражнения – показать командам понятно ли они объясняют свои мысли и идеи и оценить шансы на успех проекта.  Что хотела получить от программы и что особенно понравилось рассказала представитель Тюменского технопарка Олеся Калинина «О школе я узнала в Тюменском технопарке, ведь нас постоянно направляют на образовательные  программы, различные конференции. Школа-практикум – это шанс получить и разработать образовательную программу, это  опыт общения с представителями других технопарков. Я уже получила массу инновационных идей по внесению новшеств в нашу работу, особенно полезным показался финский тренинг, где предлагалось применить передвигающиеся конструкции  в работе, интерактивные доски и прочее. Любопытно посмотреть, что делают другие, может потом это поможет изобрести что-то свое».
Представитель одной из проектных команд Юрий Котляров приехал на Школу с конкретными намерениями и задачами: «Прежде всего, мы ожидаем экспертизу, так как обладаем ограниченными  знаниями в области продвижения и продаж продукта. В качестве экспертов здесь собрались  очень уважаемые опытные люди, как с российским опытом, так и  с международным. Нам нужно подсказать, что мы делаем не так, ведь мы постоянно натыкаемся на неудачи. Сейчас мы в шаге от нового поворота, когда нужно в корне менять концепцию проекта и это иногда единственный вариант, чтобы выжить. Если нет продаж и мы никому неинтересны, значит,  мы делаем что-то не так».
 
Золотая середина
Соорганизатором, а также основным «архитектором» программы, содержания и методологии Школы стала корпорация Intel и здесь возникает вопрос: где же пересечение  корпорации и развития инновационного предпринимательства? Просто ли это поддержка международного бренда  или же что-то еще? На эти вопросы участникам Школы ответил менеджер программы Intel по развитию инноваций и предпринимательства Николаев Алексей: «На самом деле у Intel есть уже много наработок именно в области предпринимательства и инноваций. Например, корпоративный венчурный фонд Intel Capital успешно работает в России и одним из примеров инвестиций является новосибирская компания – Speak to it - технология распознавания голоса для операционной системы Android. В сотрудничестве с университетом Калифорнии, Беркли, мы разрабатываем и проводим специальные образовательные и акселерационные программы для проектных команд, тесно работаем с ВУЗами России, технопарками, бизнес-инкубаторами по вопросам учебных и менторских программ для стартапов».
По мнению Николаева,  инновационное предпринимательство - это управленческая технология, имеющая свои техники, инструменты, мотивации предпринимателей. Различные активности и усилия тренингов по данным техникам и инструментам необязательно всех сразу приведут к успеху, но их проведение позволяет снизить процент неудач на ранних стадиях проектов, не тратить время и ресурсы на неперспективные темы.
На своей лекции в Школе-практикуме Алексей также объяснял и на примерах показывал реальную разницу в предпринимательских образовательных программах. «Все зависит от типа бизнеса. Допустим, окончив бизнес - школу, вы будете работать в крупной организации, где уже есть продукт, известен клиент и его запросы, есть работающая бизнес-модель. Тогда MBA образование – это отличная возможность вникнуть в уже существующие процессы и усовершенствовать их. Но совсем другое дело, если зародилась идея и вы не знаете, какие риски у этого бизнеса, какой продукт получится в итоге и кому вы его будете продавать. В этом случае вам нужны не техники и инструменты совершенствования и развития существующей бизнес-модели, а поиск своей целевой аудитории, конвертация ее явных или латентных потребностей в функционал продукта, выявление способа его монетизации и т.д. Т.е. вам необходима деятельность иного типа - поиск работоспособной и масштабируемой бизнес-модели. И в этом случае программы Intel вам сильно помогут. Пройдя эти курсы, вы опробуете свои идеи, подтвердите или опровергните гипотезы и наберетесь опыта у успешных действующих предпринимателей».
Согласно практике калифорнийских преподавателей,  MBA образования уже не хватает для инновационного предпринимательства, поэтому Intel совместно с университетом Беркли создал программу Т2МА (Intel Technology To Market Accelerator@UC Berkeley). По мнению Алексея Николаева это и есть ключ. «Написано огромное количество книг об образовании MBA, но как все это успешно реализовать на практике не очень понятно».
Школа-практикум в Новосибирске действительно подтвердила статус первой школы, нацеленной на практическое обучение руководителей инкубаторов и технопарков эффективной организации внутренней структуры отечественных технопарков.
« Можно сколько угодно читать самоучитель по игре на пианино. Но пока ты не сядешь за клавиши, ты никогда не научишься играть».
Алина Морозова
Просмотров: 1214 | Добавил: politolog | Теги: новосибирск, бизнес- инкубатор, школа практикум | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

НОВОСТИ