Погода в Москве - прогноз на завтра                                                

НОВОСТИ

Главная » 2014 » Сентябрь » 9 » ПРАВОСЛАВИЕ НА УКРАИНЕ
21:26
ПРАВОСЛАВИЕ НА УКРАИНЕ

rosbalt.ru Православие на Украине: поместное или московское?

Иван Преображенский

   Крупнейшая украинская православная церковь делает выбор в пользу автономии от местных властей, а не от Москвы. Об этом говорят первые шаги нового главы Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) митрополита Онуфрия, занявшего престол 17 августа этого года.

   Глава непризнанной другими православными церквями Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарет выпустил обращение, в котором объявил о появлении в мире правителя, одержимого сатаной, нового Каина. Официальных комментариев по этому поводу так называемый Киевский патриархат, разумеется, не дает, но украинские СМИ утверждают, что речь идет о президенте России, хоть имя его в обращении и не звучит.

Если так, то интересно, может ли это заявление негативно отразиться на переговорах об объединении УПЦ КП и УПЦ МП. У канонической православной церкви на Украине, напомним, около 11 тыс. приходов против примерно 4 тыс. у УПЦ КП. Еще столько же у Украинской греко-католической церкви. Так что не удивительно, что сегодня это, пожалуй, главная политико-религиозная тема на Украине. Появится ли единая поместная церковь? Отделится ли УПЦ МП от Московского патриархата? СМИ внимательно следят за каждым шагом руководителей двух крупнейших украинских православных церквей.

Например, в время интронизации Онуфрия УПЦ МП проявила явное неуважение к представителю Константинопольского патриарха, митрополиту Галльскому Эммануилу, предложив ему сослужить третьим — после представителей Москвы и Киева. После чего, как сообщали украинские СМИ, Эммануил снял облачение и служить не стал вовсе. Пресса, разумеется, оценила это как откровенный жест в сторону Москвы, поскольку только Константинопольский патриархат, претендующий на первенство в православном мире, мог бы способствовать признанию в качестве канонической новой единой поместной украинской православной церкви.

То есть, говоря политическим языком, только Константинополь мог бы легализовать объединение украинских православных не под эгидой Москвы. Но после такого откровенного сигнала это вряд ли возможно в ближайшее время.

И тут 28 августа глава УПЦ КП Филарет и митрополит Киевский Онуфрий вдруг вместе молятся за мир на Украине. Это, разумеется, расценивается как сигнал к скорому созданию единой церкви, несмотря даже на то, что Филарет позднее уточняет, что Онуфрий пока явно не готов к отделению от Московского патриархата.

В тот же день на торжественном богослужении по случаю престольного праздника Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, которое митрополит Онуфрий совершал в Успенском соборе обители, он наградил некоторых иерархов УПЦ МП. В частности, митрополита Волынского и Луцкого Нифонта — правом ношения второй панагии. Кроме того, Онуфрий возвел в сан митрополита архиепископов Хустского и Виноградовского Марка, Луганского и Алчевского Митрофана, Тульчинского и Брацлавского Ионафана, Ровенского и Острожского Варфоломея, Каменец-Подольского и Городокского Феодора. Возведения в сан архиепископа удостоены епископы Макеевский Варнава, Нежинский и Прилукский Ириней, Владимир-Волынский и Ковельский Владимир, Ивано-Франковский и Коломыйский Пантелеимон.

Недружественно настроенные к УПЦ МП наблюдатели и СМИ тогда отмечали, что награжденных можно было бы разделить на три категории. К первой относились собственно сподвижники Онуфрия по Почаевской лавре конца 1980-х годов, где он тогда был наместником. Ко второй — митрополит Ионафан и ряд других епископов, выступающих за сохранение самых тесных отношений с Московским патриархатом. Ну а к третьей — митрополит Митрофан и другие активные противники митрополита Александра (Драбинко), считавшегося долгое время наиболее вероятным преемником скончавшегося в июле митрополита Владимира, который занимал киевский престол до Онуфрия.

Это был сигнал скорее в пользу сохранения существующих отношений с Московской патриархией.

Но далее, 1 сентября, митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в Свято-Воскресенском храме Киева совершает отпевание заместителя председателя Украинского союза ветеранов Афганистана, сотника афганской сотни батальона "Айдар", то есть, участника так называемой антитеррористической операции украинской армии в Донецкой и Луганской областях. До этого в отношении священников УПЦ МП в прессе звучала критика за то, что они как-то "не так" отпевают украинских военных и добровольцев, якобы симпатизируя донецким и луганским ополченцам.

Новый сигнал со стороны митрополита на этот раз однозначно был расценен как шаг в сторону отделения от Москвы, а значит, создания поместной церкви. Таким же образом трактуются и все (не столь, надо заметить, многочисленные – около десятка за последний месяц) случаи перехода приходов УПЦ МП к "раскольникам" из Киевского патриархата.

Более серьезным сигналом в пользу единой поместной церкви стал анонимный опрос, якобы проведенный среди клириков Черкасской епархии УПЦ МП, по итогам которого, как утверждали СМИ, большинство священнослужителей высказались за единую украинскую православную церковь.

Наконец, последнее заметное событие — интервью митрополита Черкасского и Каневского Софрония. Он сообщил украинскому изданию "Главред", что уверен: новый предстоятель УПЦ МП митрополит Онуфрий готов к переговорам с Киевским патриархатом об объединении церквей. "Он на все готов. Я о возможности объединения", — цитируют Софрония украинские СМИ.

Вопрос только в том, как видит это объединение митрополит Киевский. Судя по всей совокупности заявлений и знаковых событий последнего времени, УПЦ МП опасается, во-первых, внутреннего раскола в случае принятия любого радикального решения (как отделения от Московской патриархии, так и полной солидаризации с ней).

Во-вторых, абсолютное большинство там неофициально поддерживает идею "мягкого" создания единой поместной украинской церкви за счет фактического поглощения Киевского патриархата, на что вряд ли согласится "раскольническая" церковь.

В-третьих, больше, чем весьма условной подчиненности Москве, главная украинская православная церковь боится зависимости от светских властей в Киеве. Так римские епископы после захвата Рима германскими племенами опасались попасть в зависимость от часто меняющихся правителей и тем самым поставить под удар церковь.

Митрополит Онуфрий, похоже, готов брать пример именно с римских первосвященников, державшихся за союз с отнюдь не дружественной, но зато далекой Византией. Особенно с учетом того, что, по мнению многих прихожан УПЦ МП, и сегодня, как в период распада Римской империи, речь идет об оккупации родной страны чужеземцами.

Так что, по крайней мере сейчас, через месяц после избрания Онуфрия митрополитом Киевским и всея Украины, нет такого противопоставления: или отношения с Московской патриархией, или единая поместная украинская православная церковь.

Новый предстоятель УПЦ МП хотел бы совместить и поместную церковь и формальное подчинение Москве, которое позволяет не идти на поводу у светских властей, и защитить церковь от превращения в рабочую или даже военную силу на службе кого-то из политиков. Как украинских, так и российских, действующих через своих агентов влияния на Украине.

Источник  http://www.rosbalt.ru/main/2014/09/08/1312891.html

 

Просмотров: 1126 | Добавил: politolog | Теги: Православие на Украине | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

НОВОСТИ